библиотеки города Заозерного » Центральная городская библиотека » Выставка-инсталляция «Блокадной памяти страницы»

 
 
 

Выставка-инсталляция «Блокадной памяти страницы»

Автор: admin2 от 26-01-2022, 18:47, посмотрело: 305

0

Борьба Ленинграда с фашистскими ордами — это было столкновение сил прогресса с силами варварства. Это было столкновение реакционного застоя с действительно прогрессивным городом, с самым прогрессивным в мире населением. И победил Ленинград, победил прогресс.
М. И. Калинин

  Для того чтобы воспитать гражданина, патриота своей Родины, имеющего собственное мировоззрение, необходимо ему рассказать  как о радостных, так и о трудных страницах биографии родной земли, дать почувствовать свою сопричастность к судьбе Отечества. Только переживание и понимание событий исторического прошлого Родины  способно сформировать  у подрастающего человека настоящее чувство гражданственности и патриотизма. 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Этой дате посвящена выставка-инсталляция «Блокадной памяти страницы»,  которая оформлена в центральной городской  библиотеке г.Заозёрного.
   О блокаде писалось много. Уже во время войны был опубликован «Пулковский меридиан» В. Инбер и звучали на улицах осажденного города стихи О. Берггольц. Сразу после победы был написан роман А. Чаковского «Блокада». Но у всех названных писателей блокадная тема — лишь отдельный сюжетный эпизод, исторический фон. Вообразить же себе произведение, в котором на первый план вновь выйдет история осажденного города, было трудно. В этом смысле книга Андрея Тургенева (Вячеслава Курицына) «Спать и верить: Блокадный роман» сразу занимает некую исключительную нишу в современной русской прозе. Даже беглое знакомство с текстом Курицына позволяет увидеть, что писатель начал работу над блокадным романом не по-постмодернистски, а традиционно — с изучения исторических материалов: отдельные штрихи и детали абсолютно точно воспроизводят реалии музеефицированного блокадного Ленинграда, в «Спать и верить» включены рассказы о реальных фактах и событиях, нашедших отражение в блокадной историографии, тексту романа предшествует обширный список людей, которые (якобы) предоставили устные или письменные свидетельства о блокадных днях. Между тем роман не документальный, но художественный, наполненный вымышленными именами, эпизодами, сюжетными перипетиями, потому главные герои суть образные проекции авторских представлений о ленинградском прошлом.         

    «Феномен блокадного Ленинграда»  книга     Комарова Н.Я.     написана  на основе документальных материалов ГКО, Ставки Верховного Главнокомандования, спецсообщений НКГБ и НКВД и других архивных материалов, а также многочисленных воспоминаний очевидцев рассказываются малоизвестные страницы, связанные с битвой за Ленинград и жизнью осажденного города. В книге убедительно показывается, что молниеносный захват нашей северной столицы верховное командование вооруженных сил Германии считало решающим условием успеха наступления на Москву. «Лишь после обеспечения этой неотложной задачи, которая должна завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта, - говорилось в плане «Барбаросса», — следует продолжать наступательные операции по овладению важнейшим центром коммуникаций оборонной промышленности — Москвой».    
  Роман Даниила Гранина «Мой лейтенант» – яркий образец «окопной», «лейтенантской» прозы, где события Великой Отечественной войны описываются глазами солдат и младших офицеров, где взгляд на парадно-победный блеск русского оружия дан с другой стороны, из окопов и траншей. Не умаляя торжества Победы и героизма поколения победителей, основной акцент в этой специфической военной прозе делается на предельную правдивость – в том числе, в отношении просчетов и ошибок командования, человеческого фактора в солдатских рядах; на первый план здесь выходит «изнанка» фронтовой жизни – окопные будни, быт... Героизм здесь есть, но по-солдатски негромкий – не попавший ни на полосы газет, ни даже в представления к наградам. Обычный такой, будничный героизм, передающийся «в народ» разве что в окопных разговорах и солдатских байках. В романе Гранина не увидишь вихря стремительных атак, громких подвигов и глянца парадных маршей. В нем – Ленинградский фронт начала войны, залегший в окопах, застывший в обороне. Голодный, оборванный, больной цингой и дистрофией, с разбитыми иллюзиями о «войне на вражеской территории». За спиной – зажатый в смертельной ловушке Ленинград. Перед глазами, через заминированную вдоль и поперек полосу «нейтралки» – такие же застывшие позиции немцев. Так близко, что ветер доносит запах кофе и обрывки немецких фраз.                             

  Достижения советской поэзии военных лет не были неожиданными, они коренились в культуре советского народа. Стихи Маяковского, Есенина, Тихонова, Багрицкого, Светлова не раз оживали в воспоминаниях, в лирической исповеди бойцов Великой Отечественной войны.Большую политическую работу в печати, на радио, среди населения, в воинских частях, в обстановке жестокой блокады проводил отряд поэтов ленинградцев (Н. Тихонов, В. Инбер, О. Берггольц и др.). «Мобилизованными и призванными» чувствовало себя большинство поэтов по разным причинам — по болезни, по возрасту — не ушедших на фронт (М. Исаковский, С. Маршак и др. писатели). И только потому, что поэты побратались с народом единством судьбы и боевых испытаний, они нашли верный путь к сердцу солдат и тружеников тыла. В самые горькие часы они не теряли веры в победу. Пессимизма, надломленности духа, казалось бы, вполне естественных, особенно в таких условиях, как ленинградская блокада, советская поэзия, как и вся советская литература, не знала.                            Художественный мир произведений Вениамина Александровича Каверина очень ярок и многообразен. В каждом произведении В. Каверина особенно остро чувствуешь волнующую связь прошлого и настоящего: такое причудливое, порой неожиданное, увлекающее переплетение узоров судьбы. Доказательством тому служит роман «Два капитана», первый том которого был впервые опубликован в 1938 году, а второй том вышел в свет в 1944 году. Книга издавалась несколько сот раз; была переведена более чем на 10 иностранных языков. Вениамин Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своем детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным. Несмотря на то, что книга вышла в годы расцвета культа личности и в целом выдержана в героической стилистике соцреализма, имя Сталина упоминается в романе всего один раз.                                                    

   Книга «Вечный огонь Ленинграда». Автор этой книги Анатолий Яковлевич Блатин проработал в советской печати более тридцати лет. Был главным редактором газет «Комсомольская правда» и «Труд», заместителем главного редактора «Советской России» и членом редколлегии «Правды». Войну он встретил в качестве редактора ленинградской молодежной газеты «Смена» и возглавлял ее до апреля 1943 года, когда был утвержден членом редакционной коллегии «Комсомольской правды». Книга написана рукой очевидца и участника героической обороны Ленинграда. В ней широко рассказано о массовом героизме ленинградцев, использованы волнующие документы, письма и другие материалы того времени.
  В памяти народа навсегда остались незабвенные страницы долгих дней борьбы. Чудо, поразившее мир, предстало во всем блеске славы. Казалось непонятным, как город, который должен был слабеть с каждым днем, не только не слабел, а все больше и больше подымался в силе и могуществе. В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.                        

  О событиях этих незабываемых суровых дней борьбы, о подвигах советских патриотов на Ленинградском фронте написано много. Но книга Павла Николаевича Лукницкого "Сквозь всю блокаду" имеет свое, особое значение. П. Н. Лукницкий с первых дней войны встал вместе с другими писателями-ленинградцами в ряды армии, был участником и свидетелем грандиозной драматической эпопеи родного города, пережил всю осаду. День за днем он вел подробные дневниковые записи, которые и помогли ему создать настоящую живую хронику событий блокадного Ленинграда. Заслуга автора также в том, что он называет имена тех, кто сдержал первый натиск врага, кто остановил на всех направлениях его удары, устремленные на Ленинград, кто был героем больших и малых битв. Надо, чтобы советские люди знали эти имена. Такие подробности нужны, потому что в них отражается дух времени и память для будущего.
    Атмосфера осаждённого города, бытовые сцены, ужас войны с её потерями и маленькими радостями неоднократно нашли отражение в творчестве ленинградских художников. Не прекращали свою деятельность художники, которые оказались в городе, полностью окружённом немецкими фашистами и их союзниками — финскими и испанскими войсками, добровольцами из Северной Африки, Европы и Италии. Конечно, бомбёжки, обстрелы, сильный голод и холод, смерти тысяч людей сказались на творчестве художников. В их картинах и иллюстрациях виден весть тот ужас, что пришлось пережить людям. Вымерший город, пустынные улицы с редкими прохожими, тёмные громады домов, которые ещё больше подчёркивают смертельную опасность, нависшую над каждым жителем Ленинграда. Но, несмотря на страшный голод и зимний холод, художники продолжали работать.                                             

    Произведение «Записки блокадного человека» Лидии Яковлевны Гинзбург представляет собой одно из ценных свидетельств пограничного опыта человека, оказавшегося в блокадном городе. И этот человек – женщина в ее повседневной действительности. В тексте автор постоянно обращается к оппозиции женского и мужского взглядов на происходящее. Вторую часть книги занимает «Проза военных лет», куда входят произведения, написанные в 1942–1945 годах. Они относятся к тому роду словесности, который Гинзбург позднее назвала «промежуточной литературой», поскольку он одновременно объединяет в себе и документальное, и художественное начало.                                

    Почти два с половиной года – 900 дней и ночей войска Ленинградского фронта вместе с жителями героически отставали город Ленинград. Тысячи преданных ему сыновей и дочерей стояли на смерть. И Ленинград не сдался. Выстоял. Взять его фашисты так и не смогли.


библиотекарь Виолетта Кундиус


Категория: Центральная городская библиотека

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.